Отключить прелоадер

О ситуации, складывающейся на рынке междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении

О ситуации, складывающейся на рынке междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении

О ситуации, складывающейся на рынке междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении

Ответы на часто задаваемые вопросы

Руководствуясь  ч. 2 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" Витебское областное коммунальное транспортное унитарное предприятие «Оператор перевозок» в качестве ответа на наиболее часто поднимаемые в обращениях вопросы размещает информацию о ситуации, складывающейся на рынке междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

В первую очередь необходимо отметить, что междугородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении являются только одной частью рынка перевозок пассажиров в регулярном сообщении, в который входят также городские и пригородные перевозки.

Конкуренция среди перевозчиков на республиканском рынке перевозок пассажиров начала формироваться ориентировочно с 2003 года и в этой связи впервые начали проводиться тендера (в виде конкурсов) среди перевозчиков, претендующих на право перевозки пассажиров по одному маршруту. К этому времени частных перевозчиков микроавтобусами категории М2 в регулярном сообщении было принято в просторечье называть «маршрутчиками».

В первую очередь в результате конкурсных отборов среди «маршрутчиков»  сформировались рынки городских перевозок пассажиров, затем пригородные и междугородние. Естественно, оставались и проигравшие в конкурсах.

На рынке перевозок пассажиров, как и на любом другом рынке, есть соблюдающие Закон (по крайней мере, прикладывающие к этому усилия) и те, кто Закон нарушают умышленно. Их условно делили на легальных и нелегальных. В бизнесе цель нарушения Закона, как правило, одна – получение прибыли путем получения преимущества в конкурентной борьбе за клиента. Это стали со временем называть недобросовестной конкуренцией.

Одной из вызвавших впервые большой общественный резонанс стала статья под названием: ««Перехватчики» атакуют. Анатомия нелегального извоза». Опубликована 20.07.2007 в газете «Советская Белоруссия» (https://www.sb.by/articles/perekhvatchiki-atakuyut.html#).

Вот небольшой отрывок из нее:

«Директор, в подчинении которого и «Центральный» вокзал, и «Восточный», нервничает неспроста. Ежедневно его предприятие обслуживает около 11 тысяч пассажиров, средняя выручка составляет 77 млн. рублей. Так вот, каждый день нелегалы наносят бюджету предприятия ущерб в 5 - 7 миллионов рублей. Это 10 процентов. Это значит, что 1 тысячу пассажиров в день везут нелегалы. Это в среднем, и подсчитать ущерб легко. В дни проведения совместных рейдов с налоговой, транспортной инспекцией и ГАИ (когда нелегалов как ветром сдувает!) выручка возрастает именно на 5 — 7 миллионов. Но уже завтра «перехватчики» опять на своих местах. По словам директора, их нелегальный бизнес не только процветает, но и расцветает, ширится. На автостоянке фактически действует альтернативный автовокзал. Если так дело пойдет, через несколько лет вокзалы хоть закрывай. «Серые» (или «черные»?) перевозчики буквально наглеют и ничего не боятся.
Почему дикторы автовокзалов свои объявления о прибытии и убытии автобусов перемежают призывами не пользоваться услугами нелегальных перевозчиков? Почему настойчиво повторяют их каждые несколько минут? Потому и повторяют, что «бизнес» принял открытый, массовый, хамский характер.
».

02.08.2011 в газете «Советская Белоруссия» опубликована статья под названием: «Как решить проблему с нелегальными междугородними перевозчиками?» (https://www.sb.by/articles/kak-reshit-problemu-s-nelegalnymi-mezhdugorodnimi-perevozchikami.html).

В 2013 году закрыт автовокзал «Московский» г. Минска.

В 2016 году закрыт автовокзал «Восточный» г. Минска.

02.09.2016 на сайте учреждения «РЕДАКЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ «ВИТЕБСКИЕ ВЕСТИ» опубликована статья под названием: «Гарантируют ли безопасность пассажиров нелегальные перевозчики?» (http://vitvesti.by/obshestvo/nelegalnye-perevozchiki.html).

Выдержка из нее:

«В филиале по Витебской области транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь признают наличие проблемы. И рады бы помочь ее решить, но не позволяет нынешнее законодательство.  

Существует понятие «перевозка в нерегулярном сообщении по договорам фрахта», - поясняет начальник отдела контроля Витебского филиала транспортной инспекции Константин Рой. 

Формально предприниматели, не имеющие соглашений с автовокзалом, требования закона выполняют. Они заключают с пассажирами фиктивный договор фрахтования. Водитель выбирает одного пассажира, который будет старшим в группе,  вписывает его паспортные данные в заказ-наряд. «Руководитель» пассажирского коллектива подписывает этот документ, якобы он собрал группу. И едут. А доказать регулярность перевозок у «фрахтовщиков» очень сложно. Как правило, при наших проверках все пассажиры при опросе проявляют чувство ложной солидарности, утверждая, что водитель их родственник. Даже если шофер без тех­осмотра. Говорят, мол, чего вы нас задерживаете.

При этом примерно 90% перевозчиков, которые ищут пассажиров на автовокзале, не является нелегалами в полном смысле этого слова. Сотрудники транспортной инспекции каждую неделю проводят проверки. И у большинства перевозчиков есть государственные лицензии и регистрации на перевозку пассажиров, пусть и по договорам фрахта. У водителей — путевые листы, справки о медосмотрах и техосмотрах. С начала года работниками транспортной инспекции установлено только 6 фактов деятельности междугородних перевозчиков без гослицензии. Совместно с налоговой инспекцией выявлено еще 7 фактов отсутствия госрегистрации.

Да, работающие по договорам фрахта платят гораздо меньше налогов, чем предприниматели, заключившие договор с автовокзалом, - сообщает Константин Владимирович. — Поэтому в первом случае поездка зачастую дешевле для пассажира. В то же время на территорию автовокзала микроавтобусы «фрахтовщиков» не заезжают, занимая места на окрестных автостоянках. Поэтому практически невозможно доказать, что они собирают пассажиров на вокзале.

Также затруднительно пресечь деятельность лиц, зазывающих на поездки.

- Доказать причастность зазывал к перевозкам очень сложно, - говорит Константин Рой. Административная ответственность за агитацию к поездке не предусмотрена. Выгнать зазывалу с вокзала никто не имеет права.».

17.12.2016 на сайте газеты «Транспортная безопасность» опубликована статья под названием: «Отрегулировать нерегулярные». http://dtpgazeta.by/otregulirovat-neregulyarnyie/.

Вот отрывки из нее:

«– Полоцк, Орша, Лепель, Сенно, Чашники, – скороговоркой привычно говорит мужчина на входе в витебский автовокзал. – Куда вам нужно ехать?

Раньше так зазывали к себе в машину людей нелегалы. Водители, которые не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и не имели права заниматься пассажирскими перевозками. Но, как было замечено вначале, время не только летит, но и меняет приоритеты. Сегодня среди этой публики нелегала в полном соответствии с этим определением найти трудно. Скорее, это полулегальные перевозчики. Они пытаются соблюдать основные положения о выполнении пассажирских перевозок, зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и по документам выполняют перевозки по так называемым договорам фрахта.

Конечно, полулегальные перевозчики, как правило, имеющие лицензию на данный вид деятельности, но не заключившие договор с витебским автовокзалом, наносят ему значительный экономический ущерб, уводя пассажиров с регулярных рейсов. Как рассказал директор филиала «Автовокзал Витебск» ОАО «Витебскоблавтотранс» Владимир Кудёлка, ежемесячно автовокзал и частные перевозчики, работающие от него на законных основаниях, из-за деятельности конкурентов недополучают около 7 млрд неденоминированных рублей доходов. А в госбюджет соответственно не попадает только НДС – 1,4 млрд. Однако в законодательстве нет статьи, предусматривающей ответственность за воровство пассажиров. Максимум их можно привлечь за использование пассажирского терминала, но для этого полулегальным перевозчикам надо заехать на площадки для посадки и высадки пассажиров, чего, естественно, никто не делает. Административная ответственность за агитацию к поездке не предусмотрена. Выгнать зазывалу с вокзала тоже никто не имеет права.

Дальше – больше! Более продвинутые перевозчики, которые осуществляют перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, дабы избежать трений с руководством автотерминалов, давно покинули эту территорию и собирают людей через Интернет в других местах. Одним из таких мест в Витебске является стоянка у железнодорожного вокзала. Оттуда постоянно отправляются микроавтобусы в Минск.

Эти услуги пользуются большим спросом у населения. Перевозчики используют комфортабельные микроавтобусы, в их салонах работает бесплатный Wi-fi, иногда по желанию пассажиров включается телевизор с хорошим фильмом или музыка. Ну и главное конкурентное преимущество – цена билета, которая значительно ниже, чем в государственных автобусах.».

«Кстати, в прошлом году нашим филиалом была предпринята попытка изобличить их в выполнении регулярных перевозок. Однако Экономический суд Витебской области не признал 10 фактов поездок в течение 10 дней регулярными. Дело в том, что у них разница в отправлении постоянно колеблется на 10–15 минут. Кроме того, эти перевозчики нередко развозят пассажиров по адресам или забирают людей на указанных ими остановках. Это, по мнению суда, тоже свидетельствует о нерегулярном характере работы».

«К слову, вскоре планируется внесение изменений в закон об автомобильном транспорте, который четче разграничит перевозки: нерегулярные и регулярные.».

С 23.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильной деятельности» (далее – Закон № 278-З) Законом Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 50-З). 

В Законе № 278-З определялись регулярные перевозки, а все остальные относились к нерегулярным. В Законе № 50-З же определены нерегулярные перевозки. Остальные отнесены к регулярным.

В настоящее время для «легального» осуществления такого вида деятельности как перевозки пассажиров автобусами в регулярном сообщении необходимо соблюсти ряд условий:

1.                государственная регистрация (Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования");

2.                лицензия (Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности");

3.                договор об организации перевозки пассажиров в регулярном сообщении (далее – договор регулярности) с автомобильными перевозчиками, признанными победителями конкурса на право выполнения таких перевозок, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 26.08.2008 № 444 "О некоторых вопросах проведения конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2008 № 1398 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении");

4.                договор с автовокзалами, автостанциями (далее – договор с автовокзалом) В соответствии с п. 111 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров" начальный и конечный остановочные пункты маршрута междугородной автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении, расположенные на территории города или поселка городского типа, должны находиться на пассажирском терминале.

Исходя из этого нелегальных перевозчиков пассажиров можно поделить на две группы:

1.     «Черные нелегалы». Физические лица, без государственной регистрации, лицензий, договоров регулярности, использующие легковые автомобили (распространены минивэны), микроавтобусы категории М2, как правило, базирующиеся вблизи автовокзалов, ж/д вокзалов, автостанций, т.е. мест скопления пассажиров;

2.     «Серые нелегалы». ИП и юридические лица, имеющие лицензию, но не имеющие договоров регулярности и договоров с автовокзалами. Используют микроавтобусы категории М2. Поскольку начинали бизнес как «черные нелегалы», продолжают базироваться вблизи мест скопления пассажиров.

3.     «Цивилизованные нелегалы». Неформальные объединения «серых нелегалов». Со временем «серых нелегалов» объединили диспетчеры, которые разработали собственные расписания, создали диспетчерские службы, сайты, мобильные приложения. Диспетчеры проводят активную маркетинговую политику, используя, СМИ, уличную рекламу (возле вокзалов), рекламу на транспорте, бесплатное бронирование с выбором пассажирских мест. Устанавливают корпоративные стандарты качества услуг (бесплатный Wi-Fi, кондиционер, видео). Приучили потребителя к более гибкому сервису, предоставить который легально невозможно (выполнение остановок в необорудованных местах, изменение графика и маршрута по желанию отдельных пассажиров, быстрота рейса за счет превышения скорости). В результате вытеснили легальных регулярных перевозчиков с маршрутов. Например, с маршрута Минск-Полоцк вытеснили все рейсы иных перевозчиков за исключением одного оборотного  рейса, выполняемого АП № 2 г. Полоцка. Берут в свои ряды автобусы «серых нелегалов», а также автобусы легальных перевозчиков, при условии соблюдения корпоративных стандартов качества услуг. Т.е. фактически под лозунгом «нерегулярных перевозок» установлены нелегальные маршруты, расписания (квоты), критерии конкурсного отбора и «виртуальные автовокзалы». Следующим шагом в своем развитии «цивилизованные нелегалы» выдвинули требования к органам исполнительной власти о предоставлении им участков дорог для мест отправлений и прибытия пассажиров. Фактически - аналог автовокзала, но без здания, т.е. только посадочная площадка;

Масштаб нелегальных перевозок пассажиров в регулярном сообщении свидетельствует о невозможности простого сокращения масштаба нелегальных регулярных перевозок, а требует их интеграции в действующую среду легальных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, путем заключения договоров регулярности и договоров с автовокзалами.

На соответствующий Закону вариант интеграции, предложенный «нелегалам» после 23.01.2018 последние ответили «затягиванием времени» под предлогом юридических консультаций и корпоративных согласованностей с диспетчерами.

В случае легализации «серых нелегалов» и заключения ими договоров с автовокзалами «цивилизованные нелегалы» понимают, что потеряют перевозчиков, а значит – доходы (любой вокзал реальный или виртуальный основной доход получает от перевозчиков, например, в виде определенного процента от стоимости билета).

Пользуясь вступающим в силу 26.02.2018 Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 "О развитии предпринимательства" в соответствии с которым, настоящие нерегулярные перевозки пассажиров стали не лицензируемым видом деятельности, «цивилизованные нелегалы» анонсировали «забастовку серых нелегалов», от которой в Витебской области пострадали люди, привыкшие пользоваться их услугами по маршруту Новополоцк-Полоцк-Минск, а также организовали  информационную атаку в СМИ под названием: «защитим частных нерегулярных маршрутчиков».

Предложение интегрироваться в действующую среду легальных перевозок пассажиров в регулярном сообщении по заявительному принципу открыто для всех перевозчиков, независимо от легальности их предыдущей деятельности (http://vitoperator.by/news/o-zaklyuchenii-dogovorov).

Результаты проведенных мониторингов свидетельствуют об осуществлении в нелегальном режиме регулярных междугородных перевозок пассажиров только по территории Витебской области более чем 120 микроавтобусами.

По состоянию на 14.03.2018 в ГП «Оператор перевозок» обратилось                 9 перевозчиков по вопросам заключения договоров регулярности на                      22 автобуса. Заключено 3 договора регулярности с 1 перевозчиком на обслуживание 3 маршрутов 3-мя микроавтобусами.

При этом подача нелегальными перевозчиками заявлений о заключении договоров регулярности переводит их в статус «находящегося в процессе легализации», который удобен тем, что этот перевозчик продолжает осуществлять нелегальные перевозки пассажиров, отвергает предлагаемые ему расписания движения и, соответственно, договор регулярности не заключается.

Таким образом, «цивилизованные нелегалы» «поставили на кон» все, что у них есть – пассажиров, которые оказались заложниками сложившейся многолетней практики пользования нелегальными услугами в погоне за дешевизной.

http://kurjer.info/2018/03/02/blackmail-minibus/

https://news.tut.by/economics/583166.html

Сейчас, в отношении междугородних перевозок пассажиров обсуждаются вопросы - чему быть в Беларуси:

- автовокзалам реальным (с залом ожидания, кассами продаж проездных документов, туалетами, санитарно-бытовыми помещениями, диспетчерскими службами, сайтом http://ticketbus.by/) или виртуальным (только диспетчерские службы, сайты, мобильные приложения)?

- маршрутным сетям перевозок пассажиров гарантированных (с договорами, предусматривающими контроль за соблюдением маршрутов, расписаний, режима труда и отдыха и ответственность за нарушение, с обязанностью выполнения социальных стандартов) либо маршрутным сетям перевозок пассажиров анонсированным (без обязанностей по выполнению, без ответственности за нарушения, без защиты от забастовок, критерием формирования которых является лишь прибыль)?

- цене билета, включающей стоимость контрольных функций, выполняемых для обеспечения безопасности пассажира, расписания (навигация, диспетчеризация) комфорта, централизации (зал ожидания, кассы продаж проездных документов, туалеты, санитарно-бытовые помещения), либо цене билета, формируемой только исходя из принципов недобросовестной конкуренции?

Ответы на эти вопросы кроме пассажиров ждут и легальные междугородные маршрутчики Витебской области со своими 9 микроавтобусами. Также решение этих вопросов будет прямо влиять на рынок городских (408 легальных маршруток) и пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении (18 легальных маршруток).


Поделиться: