Отключить прелоадер

Вам «шашечки или ехать»?

Вам «шашечки или ехать»?

Вам «шашечки или ехать»?

Почему нужно отдавать предпочтение легальному перевозчику, если нелегальный может тоже доставить до места, при этом дешевле?

На самом деле, в выстроенной государственной системе есть свои неоспоримые преимущества и для сегодняшнего дня, и на отдаленную перспективу.

Общий принцип, применяемый не только в нашей стране к бизнесу – он должен быть «видимым» для государства. Тогда можно наладить как правовой так и фактический механизм защиты прав потребителей в отношении качества товаров и услуг, честных предпринимателей от мошенников и т.д. Имеются, к сожалению, нелегальные виды деятельности, приводящие к причинению вреда здоровью, а иногда и жизни людей. Наверное, некоторые сталкивались с некачественным ремонтом квартир, автомобилей. С легальным бизнесменом решить такой конфликт потребитель может вполне самостоятельно и даже в суде. С нелегалом, т.е. анонимом, – сложнее. Работает принцип: «поймай меня если сможешь». Без участия государственных органов обойтись сложно, иногда и правоохранительных. В случаях же заказа услуги через так называемые информационные сервисы может быть и невозможным. Не все сервисы торопятся «сливать» своих партнеров. Так ИМНС давно пытается получить сведения от всем известного бренда «Максим».  Нелегальные виды деятельности легко «запараллелить» с криминалом, вплоть до оборота запрещенных веществ. Обязанность вести учет и предоставлять эту информацию у сервисов, принимающих заказы на незаконную регулярную перевозку пассажиров вообще отсутствует, они ж типа не отвечают за легальность деятельности этих партнеров. Незаконную регулярную перевозку пассажиров в междугороднем сообщении особенно соблазнительно «запараллелить» с нелегальной деятельностью по пересылке почтовых отправлений и, читай выше, - запрещенных веществ. К слову - пересылка почтовых отправлений тоже лицензируемый вид деятельности.

Еще один общий принцип, применяемый не только в нашей стране к бизнесу – использование для предпринимательской деятельности земель общего пользования с разрешения государства, которое в случае недобросовестного ведения бизнеса можно приостановить или даже изъять, аннулировать. Даже в сфере перевозок автомобилями-такси ведется работа над установлением такого правового механизма в виде введения карточек допуска водителя, транспортного средства, диспетчера.

Нужно еще понимать для чего в принципе бизнесмены занимаются незаконной деятельностью? Очевидно, что для избегания налогообложения или занижения налогооблагаемой базы. Но, чаще всего это не первопричина, это – следствие и попутная составляющая получения конкурентного преимущества перед другими бизнесменами, что и является на самом деле целью любого бизнесмена. Вот только не все готовы преступить для этого грань Закона.

В отношении же регулярных перевозок пассажиров используется государственный механизм не только лицензирования, но и выдачи разрешений перевозки по конкретным маршрутам в результате конкурентной процедуры выбора перевозчика – конкурса, который является одним из видов торгов. Это называется двухуровневым доступом на рынок. Первый уровень – заявительный (для получения лицензии), второй уровень – разрешительный (как правило - конкурентный). С перевозчиками в результате торгов заключается «Договор об организации автомобильных перевозок в регулярном сообщении». Без разрешения, которому придана юридическая форма договора такая деятельность перевозчиков незаконна.

Однако большой объем междугородних перевозок пассажиров в регулярном сообщении осуществляется перевозчиками, не получившими такие разрешения. Естественно, при этом они «выдавили» с этого рынка легальных перевозчиков, кстати - частных.

Делается это под видом перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, где нет механизма двухуровневого доступа на рынок.

При законной регулярной перевозке пассажир платит провозную плату перевозчику, в том числе при оплате наличными при посадке в автобус его представителю – водителю. Это понимают все.

При законной нерегулярной перевозке пассажир не платит провозную плату перевозчику. Он платит (и то не всегда) за все так сказать мероприятие заказчику, который фрахтует весь автобус, за что в свою очередь заказчик и платит перевозчику. Это хорошо поймут туристы, которые платили за весь тур, включающий в себя и трансфер и чартер (авто, авиа). Т.е. перевозчику при фрахтовании платит заказчик, составляя заказ-наряд на фрахтование и передавая перевозчику список пассажиров. При этом подразумевается, что между пассажирами и заказчиком уже имеются правоотношения (заключен договор как в туристическом бизнесе), что в незаконной регулярной перевозке пассажиров фактически отсутствует вообще. Именно поэтому при нерегулярной перевозке пассажиров перевозчику Законом запрещено взимать провозную плату с пассажира (исключение если сам пассажир - заказчик). Именно поэтому Законом запрещено фрахтовать часть вместимости.

Зачастую позиционирующий себя нерегулярным перевозчик «подрезает» регулярного: собирает людей, ожидающих рейса на остановках за городом, за несколько минут до появления автобуса по расписанию. Объявляет им, что другого автобуса не будет.

- В небольших населенных пунктах бывают случаи, в которые сразу и не поверишь.  Люди, купив билеты, ждут автобус. Подъезжает автобус, водитель собирает у людей билеты, уходит, сдаёт билеты в кассу вокзала, получает деньги, за минусом  15 или 25 % их стоимости и уезжает, перевозя пассажиров по маршруту. Прибывшему легальному перевозчику сообщают: пассажиров нет, все билеты сданы. Кто повез пассажиров – неизвестно.

Оценить прямо насколько изменилось количество нелегальных перевозчиков за последние годы нереально, поскольку именно анонимность и является целью нелегалов. Косвенно, исходя из динамики количества автобусов и количества пассажиров легальных перевозчиков можно предположить, что количество «нелегалов» медленно растет. За 2021 год регулярных легальных перевозок выполнено только 25% от их числа в 2001 году. Причина такого падения нередко в том, что «нелегалы» освоили немало методов, чтобы вытеснить своих добросовестных конкурентов. Некоторые даже заказывают билеты на автовокзале на рейсы своих легальных конкурентов и, естественно, не выкупают их, чтобы пассажиру реальному в кассе сказали – билетов нет. Куда идти такому пассажиру? А рядом с кассой – зазывала: «К нам пожалуйста, покажем куда идти».

Кому от них плохо

Казалось бы, для пассажиров проблем нет, их доставят туда, куда они хотели ехать. Но это только на первый взгляд. Нерентабельный рейс (который в данной ситуации совершает легальный перевозчик) рано или поздно отменят. И это отразится как на обществе в целом (за счет продажи билетов на регулярные рейсы в том числе содержат вокзалы) и на конкретных людях.

Нерегулярный перевозчик отправляется в рейс не по расписанию, а по мере накопления пассажиров, это исключает точное планирование выезда и прибытия на конечную станцию. Ничего не мешает ему отменить поездку, если посчитает что пять пассажиров в салоне – это невыгодно.

Многие наниматели знают, что нельзя возместить командировочные расходы на проезд по чеку продажи или посадочному талону (именно такие «документы» выдаст по требованию настойчивого пассажира нелегальный перевозчик). В этом случае возмещается лишь 0,1 базовая величина.

Страдает и безопасность движения. От ДТП конечно же не застрахован и легальный перевозчик, работающий по договору. Но регулярные под видом нерегулярных экономят еще и на водителях.

Во-первых, подменяют трудовые отношения, предполагающие заработную плату не ниже минимально установленной, отчисления в ФСЗН и т.д., гражданско-правовыми – договором подряда. Выявляют случаи, когда нет и этого. В результате, работник не имеет право ни на пенсию, ни на больничный, ни на отпуск.

Во-вторых, часто нарушается режим труда и отдыха такого водителя. Невозможно проконтролировать, сколько времени он находится за рулём. А нередко бывает так: по маршруту условно Полоцк-Минск водитель совершает за день три рейса – до Полоцка, в Минск, снова в Полоцк. Это может быть и больше 12 часов за рулем. В Полоцке он ночует в не комфортных условиях (он же Минчанин), а утром снова садится за руль и еще – три рейса. Последний рейс в Минск - засыпает.

Вечером второго дня вероятность ДТП с участием таких водителей резко возрастает.

К сожалению, осуществлять государственный контроль и привлекать к ответственности регулярных перевозчиков, которые работают без договора под видом нерегулярных, сложно.   При этом нелегал нарушает сразу несколько видов законодательства: транспортное, в области предпринимательской деятельности, трудовое. Ими серьезно занимается транспортная инспекция, но объемы нелегальных перевозок не снижаются. Возможно, речь идет о недостаточности наказания.

Проблема и в том, что сознательному пассажиру, который выбирает всё-таки «честные шашечки», сложно определить, какой перевозчик предлагает ему свои услуги. Для этого можно выбирать отправления с автовокзалов либо хотя бы сравнивать рекламу на выбранном пассажиром сайте (приложении) о месте, дате и времени отправления с информацией на сайте https://ticketbus.by/. Для командированных работников это снимет проблему.


Поделиться: